Сертификация мыла ручной работы
Чтобы официально продавать товары на территории России необходимо стать юридическим лицом, т.е. открыть ИП, ООО или любую другую правовую форму организации предпринимательской деятельности. Только так вы сможете официально вести торговлю мылом ручной работы.
Как сертифицировать мыло ручной работы?
Итак, давайте начнем с того, что наличие сертификата обязательно, если вы берете деньги за свой продукт, т.е - продаете его. Не важно, раз в месяц или раз в год. А вот если вы изготавливаете мыло исключительно для себя или в подарок, то естественно никаких сертификатов не требуется.
Чтобы официально продавать товары на территории России необходимо стать юридическим лицом, т.е. открыть ИП, ООО или любую другую правовую форму организации предпринимательской деятельности. Только так вы сможете официально вести торговлю мылом ручной работы.
Далее, вы как Российский производитель, должный оформить нормативный документ на изготовление продукции — это Технические Условия. (ФОТО) Этот документ будет являться основанием для разработки и оформления последующих разрешительных документов. В случае, если мыло по всем органолептическим и физико-химическим показателям полностью соответствует требованиям ГОСТ, то дополнительные Технические Условия не требуются. Мыло, изготовленное из мыльной основы, не может соответствовать этому ГОСТу, поэтому оформление ТУ обязательно.
Оформлением и разработкой ТУ занимаются Центры Сертификации. На момент выхода этого видео, т.е. в начале 2019 года, средняя стоимость разработки и регистрации ТУ составляет 15 000 рублей. Для оформления ТУ потребуются следующие документы:
-
Заявка заполненная по форме
-
Затем Учредительные документы, которые вы получили при открытии компании
-
Третьим документом является Список продукции, с подробным указанием состава и макетами этикеток. К требованиям по указанию состава продукта на этикетке мы еще вернемся чуть позже.
Центр Сертификации оформляет документы в течение 10-15 дней.
После получения зарегистрированных Тех.Условий пора переходить к сертификации продукции, т.е. все должно соответствовать Техническим Условиям и другим регламентам.
-
Для начала, Собираем пакет документов, вот их список. Копии документов достаточно заверить печатью компании. Заверение у Нотариуса не требуется.
- Далее, подготавливаем образцы продукции для анализа (4-5 шт) и получения Протокола Испытания. Средняя стоимость протокола составляет 10 тысяч рублей.
- Затем подаем заявку на испытания и заявление на регистрацию декларации в орган по сертификации. Обратите внимание на Центр Сертификации, в который вы будете обращаться, он должен быть аккредитован в области сертификации парфюмерно-косметической продукции. Это очень важно.
- После проведения испытаний и получения протоколов с результатами, Центр Сертификации заполняет декларацию о соответствии и регистрирует ее в государственном реестре с присвоением уникального регистрационного номера.
На момент подготовки этого материала, средняя стоимость оформления этого документа в Центрах Сертификации г.Москвы составляет 10-12 тысяч рублей. Итак, коротко: Собираем пакет документов, Готовим образцы вашей продукции, Получаем протокол испытания по всем правилам и требованиям, Получаем регистрационный номер.
И документы, и процедура едины для всех стран, входящих в таможенный союз.
Дополнительно, например, для участия в крупных тендерах или для организации поставок в крупные сетевые магазины, можно оформить Добровольный Сертификат ГОСТ Р, а также Экспертное Заключение, которое раньше называлось Гигиеническим Сертификатом. Это еще 40-50 тысяч рублей и одна-две недели по времени. Эти документы не являются обязательными на сегодняшний день.
Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что необходимо очень хорошо изучить Технический регламент. Статей в нем немного, но Приложения к нему очень объемные, поэтому я рекомендую сделать их "настольными справочниками" и сверять с ними все ингредиенты, которые собираетесь использовать при изготовлении мыла.
В одну декларацию может быть внесено много наименований однородной продукции, выпущенной по одним Техническим Условиям. По-хорошему, нужно каждую новую отдушку и краситель отдельно испытывать, а потом указывать в декларации, но не стоит увеличивать себе объем работы! Просто внесите ВИД продукта в декларацию, так вы покроете сразу СЕРИЮ форм или рецептур.
Для этого можно сгруппировать похожее мыло, дать общее название и сертифицировать одного представителя из группы. А для всех остальных в этой группе, на этикетке писать ТОЧНОЕ ГРУППОВОЕ название из декларации, а после добавлять детали. Например, групповое название "Мыло твёрдое формованное "Ракушка". А на этикетке каждой конкретной ракушки добавлять после основного названия "с запахом морского бриза" или "серая", или "с ароматом персика".
Сейчас очень популярно собирать Мыльные букеты. Это, по сути, комплект из готовых изделий, то есть НАБОР готового мыла разной формы, в случае с букетами - это Цветы.
В этом случае вам необходимо декларировать мыло в форме цветов, отдельно по видам. Я бы советовал в кучу их не собирать, а разделить по видам, например, "Мыло твёрдое формованное "Роза" (для любых роз) или "Мыло твёрдое "Ромашка" (для любых ромашек).
Букет - это набор мыла в оригинальной упаковке, поэтому на набор распространяются правила маркировки НАБОРОВ. Отдельно набор сертифицировать не нужно, если он состоит из сертифицированных комплектующих, т.е. отдельных цветов. В любой декларации, после перечисления всех наименований входящих в неё, приписывается фраза "в том числе в косметических наборах и пробниках".
Для маркировки набора я предлагаю сделать небольшую листовку с информацией и привязывать ее к букету. Этот комплект называть, например, "Набор мыла "Букет роз и ромашек".
По маркировке наборов есть ГОСТ. Его можно скачать в интернете.
Кстати, при изготовлении мыла "с нуля", точно так же нужно декларировать свой продукт. Ровно по тому же алгоритму. Как только в названии продукта появилось слово "мыло" (сувенирное, декоративное и пр), то продукт автоматически становится парфюмерно-косметическим и подлежит сертификации и декларированию как любое другое мыло.
Давайте рассмотрим вопрос подготовки документов для производственного помещения, ведь эти документы нужны производителю для того, чтобы соответствовать техническому регламенту таможенного союза.
В перечне необходимых для сертификации документов значатся копии документов на производственное помещение. Это может быть как договор аренды помещения, так и право собственности, если помещение свое. Обязательно необходимо указывать юридический адрес компании, а также фактический адрес производства, если они разные.
Отдельно, в письменном виде, Вы обязаны заявить о том, что производственное помещение соответствует требованиям Тех.Регламента.
Принципиальные требования к производственному помещению есть в ТР, их не много.
Если вы производите продукцию, требующую микробиологического контроля, например, скрабы или кремы, то требования к чистоте намного жестче, там гораздо больше нюансов.
Обратите внимание на то, что РосПотребНадор вправе провести документальную проверку на соответствие помещения указанным требованиям.
Дополнительно можно оформить Сертификат Менеджмента Качества Производства по системе ISO. Этот Сертификат не является обязательным, но может понадобиться при работе с крупными покупателями.
Хорошо! С подготовкой сертификатов мы разобрались.
Теперь давайте разберемся с упаковкой и этикеткой на готовом мыле. Полные требования к информации для потребителя на этикетке изложены в Техническом Регламенте.
На этикетке мыла ручной работы обязательно должна располагаться следующая информация:
-
Начинаем, конечно, с Названия вашего мыла.
-
Далее необходимо указать Наименование изготовителя и его местонахождение
-
Затем, Список ингредиентов из которого сделано ваше мыло. Обращаю ваше внимание на то, что мыло для детей должно иметь соответствующее указание на этикетке, с указанием возрастных ограничений.
-
Следующий обязательный пункт — это Номинальное количество, т.е. объем или масса в потребительской таре.
-
Обязательно необходимо указать Срок годности готового изделия.
-
Далее - Описание условий хранения, если они отличаются от стандартных.
-
Особые меры предосторожности при использовании продукции важно указывать на этикетке в легко заметном месте. Например, "Избегать попадания в глаза" или "Использовать наружно".
-
Следующий обязательный пункт, это Номер партии. Каждой выпущенной номенклатуре вы обязаны присвоить номер партии, либо серию номенклатуры.
-
Далее. Очень важно прописать Сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции. Отсутствие этих сведений может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции.
-
Обязательно указать на этикетке Знак обращения на рынке, знак ПКП, и знак материала, из которого изготовлена упаковка. Не лишним будет указать нормативный документ, в соответствии с которым была изготовлена продукция
Для других категорий продукции этот объем информации еще больше.
Давайте детальнее рассмотрим правила написания состава мыла на вашей этикетке.
Состав любого косметического продукта, мыла в том числе, должен содержать ВСЕ ингредиенты, из которых этот продукт сделан и перечисляется обычно после заголовка «Состав:» или «Ингредиенты:» в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре. Ингредиенты, массовая доля которых меньше 1 %, могут быть перечислены в произвольном порядке.
Обращаем ваше внимание на то, что указывать в составе словосочетание "мыльная основа" - не правильно, необходимо расписывать полностью ее состав. В России нет собственной унифицированной номенклатуры косметических ингредиентов, поэтом мы отдаем предпочтение международной номенклатуре косметических ингредиентов. Российские требования к составу косметических продуктов изложены в Техническом регламенте Таможенного союза.
Кроме обязательно, минимального необходимого объема информации для потребителя, о я уже сказал, этикетка может содержать штрих-код и неограниченное количество маркетинговой информации. К ее составлению нужно отнестись с не меньшей ответственностью. Слова и фразы в маркетинговых текстах на этикетке должны быть подобраны таким образом, чтобы не обещать потребителю какого бы то ни было добавленного действия, которым продукт обладать не может. В случае такого заявления производитель обязан провести экспертизу и подтвердить заявленные дополнительные косметические свойства своего продукта. Например, мыло не может обладать увлажняющим, питающим или омолаживающим действием, так как по природе и назначению оно способно лишь очищать кожу.
Итак, мы уже узнали с вами о том, как оформить Технические Условия для производства мыла, как его сертифицировать и что необходимо обязательно указывать на этикетке мыла ручной работы.
Все это может показаться сложным, очень запутанным и затратным. В определенный момент кто-то подумает: "А если ничего не оформлять и просто продавать мыло, которое я сделал у себя на кухне, через интернет или на ярмарках. Что будет?".
А вот что будет!
Вы можете подвергнуться аж трем видам наказания:
-
Административному (это штраф и конфискация товара),
-
Налоговому (а если вы не оформитесь как предприниматель, то нарушите половину налогового кодекса, да и налетите на административное наказание за незаконное предпринимательство) и
-
Уголовному (тут уж должно стать совсем страшно, штрафы намного выше, а в особо запущенных случаях предусмотрено лишение свободы сроком до 5ти лет!)
Помимо этого, закон предусматривает наказание за Продажу товаров с нарушением установленных законом требований, наказание за Обман потребителей и введение их в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, нарушение продавцом или изготовителем требований Технических Регламентов, особенно если их Действия, повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан (например, активные добавки в мыло вызвали тяжелые аллергические реакции).
Если по закону продукция подлежит декларированию и сертификации, то делать это необходимо обязательно. В противном случае может грозить штраф до трехсот тысяч рублей.
Штрафы и ответственность достаточно высоки, поэтому я рекомендую максимально внимательно отнестись к вопросам организации производства и сертификации выпускаемой вами продукции, ведь срок давности по данным нарушениям - три года.
Отдельно хотим обратить ваше внимание на такое позиционирование продукции, как "Сувенирное мыло".
Во-первых, если в названии есть слово "Мыло", то продукт автоматически становится косметическим и подпадает под действие регламента.
Если в названии изделия не использовать слово "мыло", то согласно действующему законодательству, сувенирная продукция не подлежит государственной регистрации.
Так может ли производитель продавать свое мыло как сувенирную продукцию?
Может, но только в том случае, если на этикетке указанно, что продукт является сувенирной продукцией и НЕ предназначен для использования в качестве косметического средства.
Еще можно, конечно, попробовать получить так называемое «отказное письмо» или заключение ВНИИС на продукцию с определенным кодом ОКП которое будет подтверждать, что эта продукция не подлежит обязательной сертификации. А далее уже отстаивать свою позицию, не исключено что и в Суде, о том, что это не парфюмерно-косметическая продукция, а декоративное художественное изделие ручного производства.
Следует также помнить, что сувенирная продукция не подлежит именно государственной регистрации, но она может входить в перечень продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия.
Напомню, что согласно за недостоверное декларирование продукции, вам может грозить наказание до 1 миллиона рублей. Например, если будет доказано, что ваш "Сувенирный букет" является набором МЫЛА и попадает под действие совсем других регламентов.
Будьте внимательны!
Да, и еще!
С начала 2019 года в России вводится строгий контроль за сертификацией рабочих мест работников. Это касается как предпринимателей, так и юридических лиц.
Не важно сколько сотрудников у Вас в компании и не важно офисные это работники или, например, варщики мыла или продавцы в магазинах. Если они числятся у Вас в штате, значит нужно делать специальную оценку рабочих мест! Тех, кто этого не сделает, ждут штрафы до 80 000 рублей.
Оценке подлежит КАЖДОЕ рабочее место. Даже если рабочие места сотрудников находятся в комфортных помещениях и не таят в себе никаких опасностей, этот факт нужно подтвердить документально.